Красная Армия в боевых действиях против немецко-фашистских
войск находила активную поддержку населения оккупированных районов. Советские
люди на захваченной врагом земле не склонили головы, не покорились. Борьба
миллионов советских патриотов во вражеском тылу явилась важным вкладом в
историческую победу нашего народа. Эта борьба велась на обширной оккупированной
территории (1 926 тыс. кв. км) Карело-Финской, Эстонской, Латвийской, Литовской
Советских Социалистических Республик, ряда областей Российской Федерации,
Белорусской, Украинской и Молдавской ССР. До войны здесь проживало около 85
млн. человек. Часть жителей этих районов успела эвакуироваться в глубь страны
или находилась в рядах Красной Армии. Но основная масса населения в силу того,
что военные события развивались стремительно, не смогла избежать оккупации.
Фашистские завоеватели рассчитывали выкорчевать на
захваченной территории все советские порядки. Они надеялись особенно быстро прибрать
к рукам прибалтийские республики, западные области Белоруссии и Украины и
Правобережье Молдавской ССР, вошедшие в состав СССР незадолго до войны. Но
расчеты оккупантов потерпели полный провал. Трудящиеся, оказавшись под
фашистским игом, активно включились в патриотическую борьбу.
Чтобы сломить дух советских людей, гитлеровцы установили в
оккупированных районах режим кровавого террора. Они зверски замучили или
угнали в фашистское рабство не один миллион советских граждан. В своей
преступной деятельности оккупанты опирались на буржуазнонационалистическое
отребье, привезенное в обозе германской армии, а также на уголовные и
вытащенные из мусорной ямы истории классововраждебные элементы. Но фашисты и
пх агенты не могли поколебать стойкости советских людей.
Героическая история нашей Родины богата примерами
самоотверженной борьбы народа против иноземных захватчиков. В памяти потомков
сохранились имена славных партизан Отечественной войны 1812 г. Советские люди
чтят партизан и подпольщиков, мужественно сражавшихся в тылу иностранных
интервентов и белогвардейцев в 1918—1920 гг. Но никогда не была столь мощной
волна народного гнева, никогда не было такого сплочения трудящихся, как в годы
Великой Отечественной войны. В борьбе с фашистскими оккупантами ярко проявились
неугасаемый патриотизм советских людей, их пламенная любовь к Родине,
ненависть к врагу, безграничная преданность светлым идеалам коммунизма и
социалистическому строю, непреклонная воля к победе. Это обусловливалось тем,
что народ наш защищал великие завоевания социализма. Только возвышенные,
справедливые цели войны — войны за честь, свободу и независимость своей
Отчизны, за спасение человечества от фашистской чумы — могли породить такой
подвиг народных масс.
Чудовищные злодеяния гитлеровцев и их пособников лишь
усилили ненависть советских людей к оккупантам, подлили масла в огонь разгоревшейся борьбы. Эта борьба, говорил М. И. Калинин, «вырастает из простого наглядного сопоставления народом фашистского режима с советским строем, где советский гражданин чувствовал и чувствует себя хозяином. Как же может свободный жизнедеятельный человек, будь то мужчина или женщина, примириться без жестокой борьбы не на жизнь, а на смерть с фашистским рабством! Этого никогда не было в прошлом на Руси, тем более не будет этого сейчас в свободной Советской стране».
Во главе борющихся народных масс стояла Коммунистическая партия. На Украине в годы войны действовали 14 подпольных обкомов, 154 городских и районных комитета, 725 первичных партийных организаций, в Белоруссии — 9 обкомов, 174 городских и районных комитета, 1297 первичных парторганизаций. В Литве было создано 2 областных, 20 уездных и городских комитетов, в Латвии — 2 областных и 3 уездных подпольных комитета партии. В Ленинградской области (во втором периоде войны) функционировали 2 окружных и И межрайонных партийных центров, в Смоленской области — 28 районных комитетов и 141 первичная парторганизация. Подпольные партийные и комсомольские организации имелись и в других районах оккупированной части страны. Они стали подлинными организаторами и руководителями вооруженной борьбы партизан и деятельности подполья.
Партийными органами, действовавшими в тылу врага, непосредственно руководили опытные работники. Среди них были секретари ЦК коммунистических партий союзных республик, секретари обкомов и райкомов: И. И. Алешин, И. И. Бакулин, Ф. А. Баранов, В. А. Бегма, П. К. Василина, Г. Зиманас, В. И. Козлов, И. А. Козлов, В. Е. Лобанок, Н. И. Ста-шков, А. Ф. Федоров, В. Е. Чернышов, М. Шумаускас и многие другие.
Подпольным партийным органам большую помощь оказывали Центральные Комитеты компартий союзных республик, крайкомы и обкомы партии, находившиеся на неоккупированной территории. Работа подпольных партийных и комсомольских организаций, боевая деятельность партизан и подпольщиков обсуждалась на заседаниях ЦК и обкомов. На эти заседания, как правило, вызывались из вражеского тыла партийные и комсомольские руководящие работники, командиры и комиссары крупных партизанских формирований. В центральных комитетах союзных республик вопросами организации борьбы в тылу врага занимались: на Украине — Н. С. Хрущев, Д. С. Коротченко; в Белоруссии — П. К. Пономаренко, П. 3. Калинин, В. Н. Малин; Литве —А. Ю. Снечкус; Латвии — Я. Э. Калнберзин; Эстонии — Н. Г. Каротамм. А в крайкомах и обкомах эту работу вели: в Ставропольском — М. А. Суслов; Краснодарском — П. И. Селезнев; Ленинградском — А. А. Жданов; Калининском — И. П. Бойцов; Смоленском — Д. М. Попов; Орловском — А. П. Матвеев и другие. Они были тесно связаны с руководителями подпольных партийных и комсомольских организаций, с командирами и комиссарами партизанских отрядов и соединений.
Партийные органы, работавшие в оккупированных районах, успешно справились со своими задачами. Несмотря на жесточайший террор фашистских властей, они провели гигантскую организаторскую, политическую работу среди населения, добились действительно всенародного сопротивления захватчикам. Широко используя все формы и средства агитации и пропаганды, коммунисты разъясняли массам решения партии и правительства, информировали их о положении на фронте и в стране, разоблачали лживую фашистскую пропаганду. Особо большую роль играла печать. В тыл врага забрасывалось огромное количество центральных и республиканских газет, брошюр и журналов. На оккупированной территории издавали газеты почти все партийные органы и многие партизанские соединения. Так, в Белоруссии выходили 162 газеты, печаталось много листовок. На Украине в годы войны было распространено около 400 млн. листовок, газет и брошюр, изданных ЦК КП(б)У.
Работа подпольных партийных организаций в тылу немецко-фашистских войск — яркий образец связи партии с массами. Тесная связь коммунистов с населением, личный пример в борьбе с врагом, умение своевременно и точно выразить в лозунгах кровные интересы народа обеспечили подпольным организациям авангардную роль в войне, развернувшейся в оккупированных районах.
Главной формой сопротивления врагу было массовое партизанское движение, вооруженная борьба народа. Партийные организации создали огромную партизанскую армию. За годы войны в тылу противника действовало около миллиона вооруженных партизан. Это были рабочие, крестьяне, интеллигенты. Большой силой являлись женщины, число которых в отдельных отрядах достигало 10—25 процентов общего количества партизан.
В партизанском движении и в деятельности подполья на оккупированной территории участвовали представители многих национальностей Советского Союза. Например, в партизанских отрядах Краснодарского края сражались русские, украинцы, белорусы, грузины, азербайджанцы, армяне, узбеки, туркмены, эстонцы, молдаване, татары, башкиры, евреи, адыгейцы, мордвины, чуваши, марийцы и другие. Таким же многонациональным был состав партизан и подпольщиков других областей, краев и республик. В этом ярко проявилось боевое содружество народов социалистической державы.
Большую помощь партизанам и подпольщикам оказывал весь наш народ. Жители оккупированных районов снабжали их продовольствием и одеждой, сообщали данные о противнике, обеспечивали связными и проводниками. За счет местного населения росла численность народных мстителей. В этом заключалась сила партизанского движения, этим объяснялись его успехи.
В течение всей войны партизаны и подпольщики держали оккупантов в постоянном напряжении. Они дезорганизовывали работу тыла врага, громили его коммуникации. Под их контролем находилась огромная территория, откуда фашистские власти не могли выкачивать продовольствие и сырье и где они опасались размещать свои тылы. Немецкое военное командование вынуждено было располагать тыловые части только в крупных городах и важнейших узлах дорог. Как признает гитлеровский генерал Меллентин, «все тыловые части скоплялись в населенных пунктах, являвшихся узлами коммуникаций».
Своими активными действиями в тылу, на коммуникациях народные мстители сковывали значительные силы противника. Уже в начале 1942 г. фашистское командование вынуждено было привлекать для защиты тылов и коммуникаций помимо полицейских и охранных частей также и полевые войска. В феврале 1942 г., в разгар общего наступления Западного и Брянского фронтов, командующий группой армий «Центр» Клюге бросил против смоленских и брянских партизан четыре дивизии. 24 февраля, докладывая об обстановке в ставку, Клюге просил у Гитлера разрешения снять с фронта еще три дивизии. С середины 1942 г. для борьбы с партизанами отвлекалось до 10 процентов немецких сухопутных войск, находившихся на советско-германском фронте. В 1943 г. гитлеровское командование использовало против партизан кроме полицейских соединений СС и СД и полмиллиона солдат вспомогательных частей около 25 дивизий действующей армии. В марте — апреле 1944 г. украинские партизаны активными действиями в районах Ковеля, Львова, Перемышля вынудили противника оттянуть с фронта для охраны коммуникаций до десяти дивизий.
Мощные удары Красной Армии с фронта сочетались с ударами партизан по вражескому тылу. Уже в период разгрома немецко-фашистских полчищ под Москвой калининские, смоленские и брянские партизаны, взаимодействуя с наступавшими войсками, оказали им существенную помощь. Но все-таки в первый период войны боевое взаимодействие партизанских отрядов с частями Красной Армии было несистематическим. В ходе войны приобретался опыт, совершенствовалась система руководства партизанским движением, налаживалась связь партизан с действующей армией.
Огромную роль в улучшении организации партизанской борьбы сыграли меры, принятые ЦК ВКП(б), ЦК компартий союзных республик, обкомами и штабами партизанского движения. В тыл было заброшено много радистов. К началу 1944 г. на оккупированной территории они обслуживали свыше 400 радиостанций, с помощью которых партизанские штабы поддерживали связь более чем с 1100 партизанскими соединениями и отрядами. Укрепление связи между отрядами и соединениями, а также между ними и руководящими органами партизанского движения усилило размах борьбы. Военные советы фронтов получили возможность регулярнее снабжать партизан минноподрывной техникой, оружием и боеприпасами, в некоторых случаях поддерживать их ударами фронтовой авиации, а также эвакуировать раненых и больных. Советское командование стало выдвигать перед партизанами и подпольщиками более крупные боевые задачи, целенаправленнее использовать партизанские силы, лучше организовывать их взаимодействие с Красной Армией. С весны 1943 г. при проведении операций на том или ином направлении предусматривались действия партизан в тылу гитлеровских войск.
Боевое взаимодействие партизан и подпольщиков с Красной Армией получило особенно широкое развитие в 1944 г. В ряде операций Ставка Верховного Главнокомандования одновременно с постановкой задач фронтам определяла задачи и партизанам. На основании указаний Ставки органы, руководившие партизанским движением, разрабатывали план использования в операции партизанских соединений и отрядов. В планам указывались задачи партизан в период подготовки операции и в ходе ее, предусматривалось снабжение их вооружением, медикаментами и т. д. В 1944 г. в освобождении Карелии, Ленинградской и Калининской областей, республик Прибалтики, Белоруссии, Украины и Крыма, Советской Молдавии активно участвовала 250-тысячная армия партизан. Нанося удары по врагу с тыла, она оказывала Красной Армии неоценимую помощь.
В ходе войны взаимодействие партизанских отрядов и соединений с советскими войсками систематически совершенствовалось. В целом партизанское движение в войне Советского Союза с фашистской Германией явилось фактором стратегического значения.
Сложность обстановки для действий в тылу фашистских войск, многообразие задач, которые требовалось решать, коварство и хитрость врага вынуждали партизан проводить гибкую тактику. Партизанские отряды и соединения были подвижны и неуловимы. Наиболее распространенными формами их действий являлись засады, внезапные налеты на небольшие колонны и гарнизоны. Однако приходилось вести и наступательные, а также оборонительные бои в полевых условиях. Широко применялись диверсии, позволявшие наносить противнику крупный урон, не вступая с ним в боевое соприкосновение. Иногда для действий на коммуникациях объединялись усилия партизан нескольких областей. В операции «Рельсовая война», например, принимало участие около 96 тыс. человек. Важное место в партизанской войне занимали рейды отрядов и соединений по глубоким тылам противника.
Подпольщики использовали разнообразные формы и способы борьбы. Они организовывали диверсии на заводах и фабриках, портили оборудование, задерживали выпуск продукции, снижали ее качество. На железнодорожном транспорте рабочие и служащие затягивали сроки формирования составов, выводили из строя паровозы, снижали пропускную способность железных дорог, препятствовали угону советских людей в Германию. В деревнях и селах советские люди срывали мероприятия гитлеровцев. Подпольщики карали многих гитлеровских чиновников и предателей. Исключительно большое значение для советского командования имела разведывательная деятельность партизан и подпольщиков.
Своими активными боевыми действиями во вражеском тылу советские патриоты нанесли противнику крупный ущерб. За годы войны партизаны уничтожили, ранили или взяли в плен сотни тысяч гитлеровцев, их пособников, чиновников оккупационного аппарата. Они произвели более 18 тыс. крушений поездов, уничтожили и повредили тысячи паровозов, десятки тысяч вагонов, платформ и цистерн. Партизанская война наводила ужас на немецких солдат и офицеров, снижала моральный дух фашистской армии.
Советские люди приняли активное участие и в антифашистской борьбе европейских народов. Как уже указывалось, в Польше и Чехословакии действовали партизанские отряды и группы, переброшенные из Советского Союза. Во Франции, Италии, Германии и других странах в рядах движения Сопротивления боролись тысячи советских граждан. Это были либо военнопленные, либо насильственно угнанные в неволю. Они вели самоотверженную подпольную работу в концлагерях среди заключенных, героически сражались с оружием в руках в партизанских отрядах. Советские партизаны, боровшиеся против врага на территории Польши и Чехословакии, получили высокую оценку братских коммунистических партий, польского и чехословацкого народов. Храбро сражались также советские люди в партизанских отрядах Италии, Франции и других западноевропейских стран. М. Гусейн-заде в Югославии, Ф. А. Полетаев в Италии, В. В. Порик во Франции завоевали бессмертную славу, стали народными героями. Борьба советских партизан и подпольщиков за рубежами нашей Родины является вкладом в общее дело победы над фашистской Германией.
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили отвагу и мужество партизан и подпольщиков. Свыше 127 тыс. человек были награждены медалью «Партизану Отечественной войны». Кроме того, партизанам вручено более 184 тыс. других медалей и боевых орденов. 190 человек получили звание Героя Советского Союза, а командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А. Ф. Федоров удостоены высшей награды дважды. Борьба советских людей в тылу врага — это подлинно героический подвиг, одна из блестящих страниц Великой Отечественной войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий